Рейтинг ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов России

Data Insight публикует рейтинг E-Commerce Index TOP-100 2018. В рейтинг включены сто крупнейших российских магазинов по объему онлайн-продаж по итогам 2018 года.

В основе рейтинга лежит комплексная методика построения рейтинга и сбора данных, включающая, в том числе, поэтапное уточнение данных рейтинга у представителей самих магазинов. Рейтинг интернет-магазинов включает данные по объему онлайн-продаж и количеству заказов. По умолчанию рейтинг отсортирован по объему онлайн-продаж.

Эволюция методики рейтинга Data Insight Top100

   Правила рейтинга интернет-магазинов претерпели ряд изменений по сравнению с версией за 2017 год. Эти изменения, которые частично определяются трендами развития рынка электронной торговли, а частично - развитием методики рейтинга и привлечением новых источников данных, позволили расширить круг участников рейтинга и повысить его полноту

1. Не только интернет-магазины, но и маркетплейсы

   Мы считаем, что одним из ключевых трендов 2018 года стало стирание границы между интернет-магазинами и маркетплейсами. С одной стороны, в сегменте маркетплейсов видно доминирование смешанной модели (модели Amazon), когда значительная часть продаж маркетплейса приходится на заказы, в которых владелец площадки одновременно является и продавцом, и владельцем продаваемого товара. С другой стороны, ряд крупных интернет-магазинов активно переводят отношения с поставщиками на агентскую модель, в которой интернет-магазин выступает не перепродавцом товаров, а сервисной компанией, зарабатывающей на комиссии с продаж поставщика через данную площадку. С учетом этого, мы отказываемся от попыток разделить интернет-магазины и маркетплейсы и начиная с рейтинга за 2018 год мы включаем в рейтинг не только классические интернет-магазины, но и маркетплейсы; фактически в рамках рейтинга маркетплейсы отныне рассматриваются как частный случай интернет-магазина. При этом для целей рейтинга оценивается не выручка владельца площадки, а общий объем продаж через сайт (и связанное с ним приложение).


   Важное уточнение: под маркетплейсами мы понимаем только те сайты, на которых есть возможность оформления заказа без перехода на сайт собственно продавца. Лидогенераторы, аггрегирующие предложения интернет-магазинов и перенаправляющие на их сайты для оформления заказа, под это определение не подходят и в рейтинг не включаются. Для площадок, использующих обе модели - и прямой заказ на площадке, и переход на сайт продавца (подобная схема реализована например на некоторых сайтах поиска лекарств), учитываются только заказы, размещенные непосредственно на площадке.


   Включение в рейтинг маркетплейсов создает определенные риски двойного счета (когда один и тот же заказ может быть учтен и в продажах маркетплейса, и в продажах собственно компании-продавца). Мы учитываем этот риск и предпринимаем ряд шагов для минимизации подобных ошибок, хотя полностью их исключить невозможно. Учитывая отсутствие или незначительный объем продаж через маркетплейсы у большинства участников рейтинга топ-100, мы считаем, что в любом случае проблема возможного двойного счета не оказывает значимого влияния на состав топ-100 или порядок интернет-магазинов внутри него.

2. Добавление MLM-платформ

   Использовавшийся ранее принцип учета только собственных продаж владельца сайта исключал из рейтинга не только маркетплейсы, но и MLM-площадки, на многих из которых в качестве продавца выступала не компания - владелец сайта, а частные лица - распространители. Новый принцип - учет всех продаж на онлайн-площадке, включая и продажи третьими лицами, - означает включение в рейтинг не только маркетплейсов, но и MLM-платформ, тем более что многие из них за последнее время внедрили в том числе и прямые онлайн-продажи от компании конечным потребителям. При этом корректно оценить соотношение покупок для собственного потребления и для перепродажи в случае MLM-сайтов невозможно, и в рейтинге учитывается совокупный объем продаж через сайт и связанное с ним мобильное приложение.


   Кроме MLM-площадок, в рейтинг с этого года также включаются C2C-площадки, но только те из них, где есть "корзина" и полноценный функционал размещения заказа. Таким образом, обычные сайты объявлений в рейтинг не включаются.

3. Учет всех розничных продаж, а не только B2C

   Рейтинг интернет-магазинов с этого года расширен не только в сторону C2C, но и в сторону B2B продаж. Ранее в рейтинг включались только магазины, у которых большая часть онлайн-продаж приходится на продажи частным лицам, и учитывались только прошедшие через сайт продажи частным лицам, однако надо признать, что органичения доступных методик и данных не позволяли оценивать долю корпоративных продаж единообразно по всем сайтам и в ряде случаев ставили участников рейтинга в неравное положение. При этом тренды рынка позволяют говорить об определенном стирании границы между B2B- и B2C-продажами - например, многие интернет-магазины с ассортиментом, ориентированным на малый бизнес, активно внедряют сервисы для частных лиц, такие как онлайн-оплата картами. Исходя из этого, начиная с рейтинга за 2018 год в рейтинг включаются все интернет-магазины, в которых в принципе есть возможность совершения розничной покупки частным лицом и учитываются все заказы через сайт или мобильное приложение независимо от того, кто - частное лицо или организация - является покупателем.


   За пределами рейтинга по-прежнему остаются интернет-магазины, работающие только с юридическими лицами, и оптовые интернет-магазины (оптовыми считаются те, в которых обязательно покупать несколько единиц одного товара, или в которых порог минимальной суммы заказов таков, что предполагает единоразовую покупку большого количества товаров - в разы большего типичного размера покупки для личного потребления в соответствующей товарной категории)

4. Рейтинг интернет-магазинов, а не компаний

   Принцип "важно не кто продавец, а на каком сайте или в каком приложении сделан заказ" повлиял и на правила отображения в рейтинге связанных между собой интернет-магазинов. 


   Ранее в рамках рейтинга объединялись (считались как один интернет-магазин) интернет-магазины, которыми владеет и/или управляет одна компания и у которых единая платформа обработки и учета заказов. Это решение было отчасти вынужденным - оно было связано с методологической сложностью оценки распределения онлайн-продаж между несколькими сайтами одной компании или группы компаний). И это решение было часто неэффективным, поскольку в рамках данного подхода было сложно провести универсальную и объективную границу между случаями аффилированности, которые оправдывают и не оправдывают группировку данных. Благодаря новым методикам и источникам данных и с учетом заявленного принципа "важно, на каком сайте сделан заказ", для рейтинга за 2018 год реализован новый подход, предполагающий объединение только тех интернет-магазинов (доменов), которые работают под одним брендом (типичный случай - переезд интернет-магазина с одного домена на другой) или под однотипными брендами (например, региональные интернет-магазины, чьи доменные имена и бренды отличаются только цифрами кода региона). В остальных случаях каждый интернет-магазин учитывается отдельно.


   Для того, чтобы обеспечить максимально полную картину рынка и в том числе чтобы отразить в рейтинге процессы консолидации рынка электронной торговли, мы решили основной рейтинг интернет-магазинов дополнить рейтингом ecommerce-конгломератов, в котором будут представлены суммарные данные по всем группам аффилированных между собой интернет-магазинов. Данный рейтинг покажет место каждого конгломерата как внутри рейтинга конгломератов, так и в гипотетическом сводном рейтинге конгломератов и неаффилированных интернет-магазинов.

5. Большее представительство международных компаний

   В рейтинг включаются интернет-магазины, в которых в роли продавца или агента выступает российское юридическое лицо (для сайтов без указания юридической информации "национальная" принадлежность определяется по косвенным признакам - языку сайта, валюте, страновому коду телефона). В отличие от рейтингов прошлых лет, убрано дополнительное условие о преобладании трафика из России в посещаемости сайта или наличии отдельного поддомена для российских покупателей. Благодаря исключению этого условия в рейтинг в этом году вошел ряд интернет-магазинов международных компаний, у которых веб-продажи на территории России осуществляют их российские дочерние компании или представители, но у которых при этом российский интернет-магазин интегрирован в глобальный сайт

Будьте с нами:

Следите за нами в социальных сетях:

  • Facebook
  • Vkontakte
  • telegram

© Data Insight 2015-2019

Будьте с нами: